Filly / Статьи / Халла /...

Работа на корде на внимание.

Автор: Анюта М.

Для начала нужно, чтобы лошадь вообще умела бегать на корде и умела играть в Дикобразную Игру по Парелли, т.е. более-менее четко умела уступать давлению. Не будем подробно останавливаться на том, как этому учить, об этом можно почитать в нашей рубрике о работе на земле. Упражнения на внимание требуют и других вспомогательных навыков, их-то мы сейчас и рассмотрим.

Развороты на корде без подхода к человеку.
Этот этап, наверно, можно было и пропустить, но мы сначала освоили именно это, это было своего рода Направляющей Игрой. Сначала мы научились вообще разворачиваться на корде, не подходя ко мне. Раньше для того, чтобы развернуть Халку, мне нужно было подозвать ее к себе, а потом направить в другом направлении. Здесь же мы начали с более простых поворотов – на переду, иначе говоря, уступки задними ногами. Я брала 4-метровую корду так, что от моей левой руки до недоуздка было где-то 2 метра (это Халка шла налево), а в правой руке я держала хвост около 50 см. От взмаха хвостом корды в область подпруги Халка должна была двигаться вперед, а от взмаха к бедру – отодвигать его.
Начали мы с того, что научились идти вперед. Я причмокивала – это уже известная команда – и крутила хвост корды по направлению к области подпруги. Сначала Халка могла не понимать, тормозить, отвлекаться – я все равно крутила конец корды. Если все было совсем запущено – легонько даже шлепала им «в процессе кручения» по боку кобылы. На такой короткой корде мы просто шагали и немножко рысили. Запустив Халку шагом, через какое-то время я начинала крутить конец корды в направлении бедра, ждала 2-3 секунды, а потом приближала его к ней так, что конец легонько шлепал ее по бедру. Так я делала до тех пор, пока бедро не отодвигалось. Здесь самое неправильное – это перестать крутить конец корды до того, как лошадь уступит. Надо очень нудно продолжать это делать, лошадь должна сдаться первой, даже если на это много времени уйдет.
Когда Халка уступала хоть на немного, я сразу останавливала хвост корды и хвалила кобылу. У нас обучение лучше продвигается, если использовать угощение, хотя в принципе уже само убирание «давления» может служить поощрением. Мы работали по методу «кликера»: в тот самый миг, как Халка совершала правильное действие, я останавливала корду, говорила «Ааааай!», а потом угощала.
Когда Халка просекла, что я от нее добиваюсь, и стала четко отвечать на крутящийся конец корды, я стала просить отвести бедро дальше. У нас сразу получилось отвести его так, что Лыс встала перпендикулярно кругу. Тогда я тоже хвалила ее, перекладывала корду в другую руку, и начинала крутить ее в направлении подпруги, но уже с другого бока. Лыска начинала движение в другую сторону.

Ролл-бэк.
Когда такие развороты были освоены, мы приступили к развороту на заду, причем не медленному, а одним прыжком, т.е. с ролл-бэком, когда лошадь разворачивается вокруг внутренней задней ноги. Начинали тоже на шагу и тоже на 4-метровой корде. Сначала шли в одну сторону, допустим, налево, я держала корду в левой руке, а ее свободный хвост в правой. Потом я командовала разворот, т.е. шагала перед линией подпруги и одновременно перекладывала корду в правую руку, а ее хвост в правую. Шаг перед линией подпруги выглядит так: допустим, вы стоите в центре циферблата, а стрелки показывают 9.00. минутная стрелка – это корда. Шагнуть перед подпругой вам надо вдоль по часовой стрелке. Если лошадь движется направо, шаг делаете по часовой стрелке, направленной на 3.00.
Поначалу это ничего для лошади не значило. Тогда я начинала вертикально крутить концом корды. Халке было неприятно, что что-то крутится впереди, но она продолжала движение. Тогда я перехватывала корду так, что ее свободный конец удлинялся (корда при этом не останавливалась, она просто проскальзывала в моих руках в нужном направлении), и Халке пришлось бы стукнуться носом о крутящийся пропеллер. Тогда она останавливалась. Уже хорошо, но ответ неправильный. Она должна развернуться. Т.е. я не переставала крутить корду. Если Халка начинала пятиться, я пятилась вместе с ней, помня слова Клинтона Андерсона, что лошадь не может пятиться вечно. Обычно на каком-то моменте Халка сдавалась и разворачивалась, причем быстренько и галопом стартовала в другую сторону. Я хвалила и останавливала ее. Здесь главное сразу дать упасть крутящемуся хвосту корды, как только лошадь развернется. Тут же я говорила «Аааай!» и лезла в карман за вкуснятинкой.
Когда просто развороты были освоены, я стала требовать именно ролл-бэки, т.е. развороты прыжком. Для этого я поначалу не шаг делала перед подпругой, а прыгала, приседая. Здесь самое важное – резкость и уверенность движений. Прыгать нужно с таким видом, будто ты тигр, бросившийся наперерез добыче.
Когда все это будет освоено на короткой корде, можно взять корду подлиннее, например, 6-метровую и бич или хлыстик в качестве свободного хвоста.

Интонация.
Когда были освоены развороты и ролл-бэки, т.е. каждый раз, как я перекладывала корду, Халка разворачивалась с ролл-бэком, я смогла использовать это для работы на внимание и в качестве «будильника». Халка под седлом, да еще и на плацу имела обыкновение спать на ходу, а еще и вешать голову на руки, уравновешиваясь на переду. Ролл-бэки же отлично подвели ей зад и взбодрили: так как лошадь в любой момент готова остановиться и тем более развернуться на заду, зад у нее все время подведен.
Еще у нас наметилась проблема, что Халка стала налегать на корду и отворачиваться, не обращая внимание на мои команды. Я поставила себе цель, научить ее бегать, не создавая ни малейшего натяжения на корде, и чтобы одно ухо было все время направлено на меня, а лучше вся голова повернута в постановлении. У нас была 6-метровая корда и бич. Я пустила Халку шагом, а как только она отвлеклась и, натянув корду, пошла куда-то за круг, развернула ее, подняла в галоп, через полкруга снова развернула, и только после круга галопа перевела на рысь и снова на шаг.
Такого поворота событий Халка не ожидала и стала ошарашено на меня смотреть. Я стояла в расслабленной позе и улыбалась, мол, все хорошо. Когда Халка успокоилась, она снова отвлеклась. Корда снова натянулась, причем сильно. Снова серия разворотов на галопе. Опять пошагали. В третий раз корда натянулась уже не сильно. Просто разворот, без галопа, но резкий.
Так продолжалось КАЖДЫЙ раз, как корда натягивалась хоть немного. Дальше мы стали работать над ухом, повернутым в мою сторону. Как только оно отворачивалось от меня, СРАЗУ ЖЕ я разворачивала Халку. Я не просила более быстрого аллюра, но если она на него переходила, ничего особого с этим не делала, как бы между делом переводила ее на шаг.
Таким образом, развороты приобрели интонацию. За очень неправильные действия следовал резкий разворот с подъемом в галоп, а то и серия разворотов. Например, за попытку утащить с корды или за то, что она останавливалась и вперивалась куда-то итд. За переход на другой аллюр шла серия просто разворотов до тех пор, пока не пойдет нужным аллюром (допустим, если она подрывала галопом, я разворачивала ее, приговаривая «рысь-ю» до тех пор, пока она не переходила на рысь. За отвернувшееся ухо следовал один простой разворот, на том же аллюре. Если все шло замечательно, но просто нужно было ее развернуть, чтобы не скучала (я стараюсь менять направление каждые 2-4 круга), то разворот командовался плавно и спокойно, в расслабленной позе.

в начало